Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 

Поможем малышу заговорить!

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом

развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей

очень популярна,  проблема развития речи продолжает оставаться наиболее

актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои

условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь

довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и

читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов.

Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно

добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок

отстает в речевом развитии. В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует

активная речь, перед родителями и педагогами встают вопросы: необходимо ли лечить

ребёнка, когда начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?    

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников.

И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии.

Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают

говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.  На мой взгляд, в

случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо обязательно организовать

консультацию у специалистов – логопеда, психоневролога, оториноларинголога, провести ряд

медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения

специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер

нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения.

В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенка.

  В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не

дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной

степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия

помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития,

олигофрения, нарушения слуха, аутизм) и поставить более точный диагноз. Обычно на консультации

у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить

прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить

точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной

степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково,

предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить, только учитывая динамику

развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия. При проведении систематических

логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем

дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития

речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе

систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность,

в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия).

В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем

недоразвитии речи (ОНР).  Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ребенком

обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Однако следует осознавать,

что, если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает

все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи).

Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5–3 лет

не просто желательна, а необходима. Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой

среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению  словаря. В семьях, где растут дети с

проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают.

Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться,

стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться

выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится. С ребенком необходимо

постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание,

купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола,

мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками,

при чтении книжек, просмотра мультфильмов и т.п. При этом взрослый должен задавать ребёнку много вопросов. 

Родители должны осознавать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует применить

новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком,

научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом. Следует понимать, что желания ребенка

бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Но когда

возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.

Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других

подобных ситуациях. Тем не менее, ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома.

Когда же этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут

повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость

общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня

развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми

в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным. 

Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению

с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации

специальных игр, использования игровых приемов.  Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для

дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук,

накопление  словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх взрослый должен максимально использовать возникшую

у детей потребность в общении, демонстрировать  детям образцы речи – подсказывать нужные слова и выражения,

учить  выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д. Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только

начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода

к организации занятий, использования различных приемов. Поэтому, призываю родителей обязательно

проконсультироваться  у специалистов, отнестись к этому серьёзному вопросу с пониманием и терпением.

От своевременной помощи, которую вы окажите своему ребёнку, зависит не только становление речи, но и

формирование личности в целом.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
707 101 202 303 404 505 707 808 1010 Официальный интернет-портал правовой информации