Что полезно ребенку, у которого речевые
нарушения и что необходимо отложить
до формирования чистой речи.
Следует отметить, что у детей-дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:
-очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи, это часто наблюдается у физически слабых, а также робких, стеснительных детей;
-неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего ребёнок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге, и затем договаривает фразу, или слово шёпотом нередко из-за этого он не договаривает, « заглатывает» конец слова или фразы;
-неумелое распределение дыхания по словам, ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой (вдох)дём гулять);
-торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе с «захлёбыванием» -неравномерный выдох толчкообразный выдох: речь звучит то громко то тихо, едва слышно.
Неумение малышей дышать ртом вносит известную дезорганизацию в произношении – пропуски звуков, задержка в их произношении, произношение на вдохе. Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более длительного и выработкой умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем возрасте исключительно в игре, а в среднем и старшем – отчасти и через гимнастику.
Необходимо приучить детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Учёные в своих исследованиях показали огромную связь речи, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие на развитие речи.
Детям, у которых трудности с мелкой моторикой очень полезны пальчиковые игры с эмоциональным, увлекательным текстом. Они развивают также внимание, память мышление. Этим детям необходимы игры с мозаикой, конструктором, а также упражнения с нанизыванием бус, застёгиванием пуговиц, собиранием и продеванием мелких предметов, завязыванием и развязыванием шнурков, работа с пластилином, глиной и др.
Очень полезен массаж и самомассаж пальцев рук: поглаживания, растирания, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальцев. Дети очень любят делать массаж с проговариванием текста стишка или сказки.
Вся эта работа важна т.к. является профилактикой речевых расстройств и подготовительным этапом коррекционной работы логопеда. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи: изучение иностранных языков.
Норма в чужом языке может быть дефектом в своём (межзубное произношение свистящих звуков - норма для английского языка, грассирующее «р» – норма во французском языке, вибрация всей нёбной занавески – норма в немецком, но всё это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского языка, а учитель - закреплять старый, что провоцирует столкновение психических процессов.
Последствия этого могут быть различными, но хорошими – никогда(заикание, энурез – недержание мочи, тики и т.п.) Если вы занимаетесь с логопедом, не спешите обучать ребёнка чтению. Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы!
Ведь у ребёнка к этому времени сформировался условный рефлекс звук – буква. Для формирования рефлекса нужно было около 20 повторений. А для разрушения старого и нового понадобиться в несколько раз больше. Автоматизируя новые звуки и введя их в самостоятельную речь ребёнка, можно переходить к обучению чтению.